АНО ПЛТМНР "Все дети могут"
Ягодина Мария Викторовна
-
Моя новая взрослая жизнь: помощь семьям Новороссийска, в которых проживают молодые люди с тяжелыми нарушениями развития, в первую очередь, ментальными
Задание 3: Рецензия
Проект "ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ"
Расширяя границы особым людям
Часть проекта «Взрослая жизнь» нашей Автономной некоммерческой организации помощи людям с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) "Все дети могут" носит название «тренировочная квартира».
Организация работает в Новороссийске с 2016 года. Мы первыми в городе открыли в 2018 году мастерскую для подростков и молодых людей с ТМНР, а в 2021 году - первую тренировочную квартиру для молодых людей с ТМНР. Тренировочная квартира – часть большой программы «Взрослая жизнь», в рамках которой в организации «Все дети могут» выросшие дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития учатся осознанно трудиться, общаться, жить с минимальным необходимым сопровождением и даже ищут работу.
Актуальность программы: семья, в которой воспитывается человек с тяжелыми нарушениями развития оказывается изолированной от общества.
Проблематика программы: человек с ТМНР изолирован от жизненных выборов: где и с кем жить, чему обучаться, как отдыхать и кем работать. Как минимум один член семьи полностью посвящает себя уходу за человеком с ТМНР. В Новороссийске и ближайших городах, нет сообщества для семей, системной абилитации, системной ранней помощи, мест для обучения после школы, работы и самостоятельного проживания для людей с ТМНР. Семьям сложно самим организовать социализацию своего особого взрослого ребёнка. Родители/родитель эмоционально выгорают при отсутствии системной поддержки. В то же время родители не готовы отпустить своего ребёнка, как в отдельных случаях с чужим человеком (или даже с родственниками), так и в целом, во взрослую жизнь, и в сопровождении НКО тоже. Общество не готово “принять в свои объятия” детей и взрослых с ТМНР, многим людям непонятно, как взаимодействовать, особенно если ребёнок и молодой человек с ТМНР не адаптирован (а адаптация невозможна из-за отсутствия возможности “тренироваться” в обществе – вот и получается замкнутый круг). Условия для выхода в общество затруднены – начиная от сложностей с попаданием в сад или школу (отсутствие тьюторов), транспортом и сопровождением и др. В итоге семья перегружена, это влияет и на общую атмосферу в семье и на финансовое её состояние. Поэтому человек с ТМНР ещё даже до смерти родителей может попасть в психоневрологический интернат (после смерти – наверняка). Интернат - закрытое учреждение похожее на смесь больницы и тюрьмы, это не дом. По статистике человек умирает в интернате в течение нескольких лет (ведь он никогда не умел жить физически и эмоционально вне семьи).
Выбранный базовый подход для работы: мы придерживаемся подхода шведского врача и общественного деятеля Карла Грюневальда, который предложил идею «нормализации», согласно которой люди с особенностями развития должны жить настолько обычной жизнью, насколько это возможно: спать в своей кровати, есть, сидя за столом, гулять, учиться, иметь расписание и планы, общаться с друзьями, заниматься посильным трудом.
То же мы думаем и о семьях – они также должны иметь возможность жить, как и все вокруг: дети учатся, взрослые ходят на работу, занимаются бытом, встречаются с друзьями, реализуют себя.
Специалисты НКО организовали для родителей постоянную поддержку: проводятся открытые и семейные мероприятия. Поэтому наша общая миссия, по словам директора организации Марии Ягодиной, сформулирована так: «Особые люди — нормальная жизнь».
В проекте работают профессионалы и используют только проверенные опытом, научно доказанные методики.
«У нас есть знания, видение и опыт создания занятости и проживания для особых взрослых, - говорит ведущий психолог проекта Ольга Хмара. - Директор и учредитель организации (родители особого взрослого человека) вместе с родителями подопечных проходят программу и несут личную ответственность за проект».
Результаты работы в первом семестре 2023/2024 учебного года: в первом семестре прошла одна смена для 6 человек. Успехов много, и они очевидны! Кто-то научился самостоятельно чистить зубы, а кто-то - оплачивать заказы в интернет-магазине и забирать их в пунктах доставки. Все участвую в приготовлении еды и уборке. Один подопечный теперь может самостоятельно брать из холодильника йогурт, когда голоден, и не ждать помощи от сопровождающих, а другой - распределять карманные средства. Для каждого эти навыки - новый уровень самостоятельности, которого он не достиг бы вне тренировочной квартиры. Наиболее самостоятельные подопечные регулярно знакомятся с потенциальными вакансиями и анализируют с помощью педагогов свои возможности, определяя, какие навыки им еще необходимо развить для трудоустройства.