Ассоциация народов Бурятии «Дом дружбы»
Баталова Сажида Растамовна
-
Байкальская этника: этнокультурное образование - детям и взрослым
Задание 2: Интервью
НЕСТИ СВЕТ И ПРОБУЖДАТЬ ЛУЧШЕЕ В ЛЮДЯХ
Бурятский «Дом дружбы» сохраняет этнокультурное наследие
Бурятия – земля, где проживает множество народов. Коренные и приезжие – они живут дружной семьей и могут быть примером для других. О культурных кодах, этнобрендах и сбережении народов рассказывает председатель регионального отделения «Ассамблеи народов России», председатель Автономии татар Бурятии, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный работник культуры Республики Татарстан Сажида Баталова.
Алга к истокам!
- Сажида Растамовна, один из народов Бурятии – татары. Откуда они здесь и как им живётся на берегах Байкала?
- Татары с древних времен живут на Байкале, который вот уже 30 миллионов лет плавно перекатывает могучие волны у своих берегов. Байкал видел множество народов и племен, был бесстрастным свидетелем человеческих страданий, жизнеутверждающей стойкости и любви. Байкал - это место силы и мощной энергетики, где приходит понимание, что жизнь продолжается несмотря ни на что. Человека здесь ценят по поступкам, вот и татары здесь немногословны, сдержанны в проявлении чувств и эмоций, но искренни, ответственны, трудолюбивы, привыкли полагаться на самих себя. Сегодня в Бурятии насчитывается 7 тысяч поволжских татар, которые по численности занимают третье место после русских и бурят (0,7% от общего количества населения). Большой приток татар был на эту землю в рамках Всесоюзной программы переселения в 1937-1952 годов для помощи бурятскому народу в развитии агропромышленного комплекса. К сожалению, татары постепенно ассимилировались, утрачивая родной язык и традиции. Поэтому при создании Региональной национально-культурной автономии татар Бурятии (РНКАТ) в 2005 году мы во главу угла поставили цель по сбережению татарского народа, компактно проживающего в Республике Бурятия. Девиз Автономии татар Бурятии «Алга к истокам!» (алга (тат.) – вперед) – это поиск утраченного и путь к бескрайним горизонтам через развитие и трансляцию ценностей, культурного наследия, проектную деятельность и брендинг территорий. Если территория обладает собственными брендами и имиджем, которые привлекают внимание, которым доверяют, значит, туда будет обеспечен приток инвестиций. Если у территории нет особенного колорита, то она может остаться на «задворках Вселенной». Сегодня РНКАТ - это сплоченная команда, социальные инновации и яркие бренды, такие как «Байкальский Сабантуй», «Байкальский чак-чак с кедровыми орешками», «Улица добрых соседей» и «Татарская этника», которые объединяют людей и территории. Это уникальный проект «Татары на Байкале – приезжай, покочуем!» по созданию сельских этнотуров, таких как Умырзая - подснежники таежной Тэгды, Алмагачлар – Цветущие яблоньки Усть-Кяхты, Харашибирь – земля ранних жаворонков, Узорный Малый Куналей, Ана кое – колодец матери Старого Онохоя с локальными этно-событиями «Эчмочмак-фест» и «Токмач-баттл», приемом гостей, показом обрядов, мастер-классов и дегустацией национальной кухни. Драйвером социальных инноваций Автономии стали сельские педагоги, обучающие детей народному творчеству и ремеслам. А также разработанный нами дидактический инструментарий нового поколения «Татарская этника», куда вошли мобильное приложение в «Этнословарик 3D+» для смартфонов на татарском и русском языке на платформе Google Play, семейные прописи для будущих первоклассников, настольная семейная игра «Татар этникасы», конспекты занятий. Активное ядро РНКАТ составляют всего 25 чел. Однако их социальная активность позволяет повышать узнаваемость территории, привлекать туристов, увеличивать зрелищность культурных событий, способствует социально-экономическому развитию территории.
Живая традиция
- Как в эпоху глобализации сохранять родной язык и культуру, чтобы передать ее будущему поколению?
- Национальная культура – это живая традиция, в которую каждое новое поколение привносит что-то свое. Нельзя носиться с национальной культурой как с писаной торбой, ее периодически надо обновлять, потому что ее задача – нести свет и пробуждать лучшее в людях. В жизни каждого человека присутствуют семейные традиции и обычаи, ведущие свое начало из глубины веков. Это заповеди предков, которые передаются от отца сыну, от дедушки внуку. Наш культурный код впитал обряды и ритуалы, узоры и символы, в которых закодированы послания предков будущим потомкам, колыбельные матери и душевные мелодии, которые наигрывал на тальянке отец, мудрые сказки бабушки-әби и присказки дедушки-бабая, зажигательную плясовую «Әпипә» и пронзительную «Ай, былбылым», – все это вплетено в тот самый «татар моң», непереводимый на другие языки, но отображающий красоту татарской души, ее мелодику и поэтику. В век глобализации и урбанизации потеря языков грозит не только малым народам, но и большим, что в образовании усугубляется игнорированием наиболее благоприятных периодов обучения языкам детей. Обучать родным языкам лучше всего в дошкольном возрасте с рождения до трех лет – в семье, в деревне у дедушки с бабушкой, а с трех до семи лет погружать детей в творческо-развивающую, полилингвальную среду в детском саду. В современной школе отсутствуют инновационные модели этнокультурного образования, мотиваторы изучения языков, однако, образно говоря, невозможно осваивать космос, сидя на тракторе. Назрела необходимость создания сквозного курса «Этномир России» (Поволжья, Урала, Сибири, Крыма, Кавказа, Дальнего Востока и др.) для общеобразовательных школ страны. Например, в рамках вариативной части курса «Этномир Поволжья» актуален предмет «Татарская этника», «Этника башкир» и других народов с учебными программами, базовыми вариантами занятий по национальной кухне, ремеслам, народному творчеству, народным танцам, музыке и обрядам, проводимый в современных студиях национальной кухни, этномастерских и кабинетах родного языка. В Сибири, на Урале, в Крыму, в Астрахани и Поволжье важно создать этнокультурные общественные пространства – этно-парки семейного отдыха, гастрономические фестивальные площадки, этно-ярмарки, этно-кафе и этно-мотели, где национальный колорит будет сопровождать всех желающих повсеместно. Для того чтобы развивались самобытные села, нужно шире мотивировать на местах краеведов, ведь краеведение – это ожившая история, приносящая реальные блага и объединяющая все село от мала до велика. А создание музеев народного быта – это реальная поддержка умирающих сел России, потому что такие музеи – это точки притяжения и базовое ядро развития этнотуризма на местах.
- Расскажите, пожалуйста, о новых перспективных проектах в этой сфере.
- В последнее время многонациональная и многоконфессиональная Бурятия динамично развивается, нами создаются новые этнобренды, этнотуры и проекты в этнокультурной сфере, бурятский Сагаалган, Навруз на снегу, эвенкийский Больдер, Байкальский Сабантуй, Казачьи шермиции, этнофестиваль народов Бурятии «Караван дружбы», сойотский Улуг-даг, Байкальская этника и др. При поддержке главы и правительства Республики Бурятия с 2024 года Ассамблея народов России реализует проект «Этнореновация Бурятии – 2030», что подразумевает создание многофункциональных общественных этнокультурных пространств в Улан-Удэ и по республике в целом. Этнореновация включает реконструкцию помещений Дома дружбы под музейные экспозиции этномира народов Бурятии, обустройство «Улицы добрых соседей» с выставочными павильонами в исторической части Улан-Удэ, разработку турмаршрута и этнобрендов «Солнечная Бурятия: приезжай, покочуем!». Уверена, что будущее Дальнего Востока в создании этноэкологических парков семейного отдыха и обустройстве этнопоселений как мест этнотуризма, что является еще и эффективной формой социальной защиты коренных жителей разных широт в мировой практике. Этот опыт сегодня особо актуален для применения на Байкальской природной территории в связи с жесткими законодательными ограничениями и отсутствием рабочих мест в прибрежных районах Республики Бурятия. Поэтому мы давно продвигаем идею создания этнопарка семейного отдыха «Ожерелье народов Байкала», рыбацких мотелей «Омулевая бочка» на берегу нашего славного моря и экопарка народных сказок «Лукоморье» в пригороде столицы Бурятии. Мы мечтаем о дальних странах, открываем для себя новые города и земли, но оказывается, что самые уникальные места и удивительные люди всегда бывают рядом. И, чтобы летать высоко, надо беречь то, что близко – родных и друзей, свой дом и землю, на которой ты живешь.
Ожерелье народов
- Как вы оцениваете состояние межнациональных отношений в Бурятии?
- Мир – это высшая ценность на Земле. Сбережение мира – главное условие безопасности и стабильности любого государства. Все религии направлены на познание мира и Бога. Мир в душе – это признак нравственности и веры каждого человека. В Бурятии издревле мирно сосуществовало множество племен и народов, за долгие века в жестких природных условиях Забайкалья и Прибайкалья люди учились жить в дружбе и согласии. Байкал давал силу и мудрость для добрососедских отношений. Здесь буддизм мирно сосуществует с шаманизмом, старообрядчество с православием и исламом. Результатом такой плодотворной работы является тот факт, что по результатам последних социальных мониторингов, доля граждан Бурятии, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составляет 91%. В новом тысячелетии главная опасность исходит от попыток разжигания национальной вражды, особенно в национальных и многонациональных республиках. У нас в республике всегда дружба с соседом ценилась на вес золота, у нас много смешанных браков, здесь помнят, как коренные народы помогали ссыльным, репрессированным и переселенцам, а те, в свою очередь, несли свою культуру, знания и мастерство местному населению. Здесь создавалась легендарная 321-я Сибирская дивизия, и бойцы разных национальностей и вероисповедания как братья сражались в Великую Отечественную войну. Здесь наши отцы и деды вместе строили заводы, возводили БАМ и автодороги. А сегодня жители республики всем миром активно поддерживают защитников Отечества специальной военной операции на Донбассе. Мир, стабильность и безопасность – это важнейшие составляющие имиджа регионов России, залог привлечения инвестиций, социально-экономического развития, притока туристов. Грамотная национальная и информационная политика – это залог недопущения протестных настроений на национальную тему вообще. Нельзя допускать, чтобы один народ был «равнее» другого. Чтобы этноклановость вторгалась в управление регионами или экономикой, чтобы социальная справедливость имела национальный окрас. Национальный спорт, национальная культура и образование должны быть доступны для любого желающего – это в современном мире достигается через полилингвальные школы и сады, через грамотную и взвешенную национальную политику не только на региональном, но и на муниципальном уровне. «Ассамблея народов России» Республики Бурятия, которую я возглавляю, является базовым ядром национальной политики в регионе. Ассамблея объединяет 34 национально-культурных центра и автономии республики и расположена в Доме дружбы. Дом дружбы народов Бурятии - это «визитная карточка» многонациональной республики, территория диалога культур, мира и согласия, знаковое место для этнособытий, встреч и общения. Национально-культурные объединения Дома дружбы живут как одна большая многонациональная семья. Как и в каждой семье, здесь существует неписаный свод правил, который все неукоснительно соблюдают: взаимопомощь, консолидация ресурсов и усилий, народная дипломатия и продуктивное взаимовыгодное партнерство.
- Как сохранять добрососедские отношения на многонациональной земле?
- На моей улице справа жил дядя Вова, бурят по национальности, слева - Степаныч, из семейских (забайкальских старообрядцев). Они всегда поздравляли меня с Ураза-байрамом и Курбан-байрамом. А я пекла на Масленицу блины и угощала их душистым татарским чаем. Мы часто встречались с веселыми дедушками на лавочке возле дома Кушнаревых, говорили про жизнь и грелись на солнышке. На этой добрососедской лавочке и появился мой первый бренд – «Улица добрых соседей». В моем счастливом детстве папа всегда учил меня дружить с соседями. Ближе соседей никого нет, говорил он, они в беде и в радости всегда первыми приходят на помощь. Теперь наша «Улица добрых соседей» есть у нас и в Доме дружбы народов Бурятии, и даже на московском Сабантуе, который посещает более 250 тыс москвичей и гостей столицы. В таежной Тэгде, где людей от смешанных браков зовут БТР (бурят, татарин, русский), мы познакомились с многонациональной семьей Аглямовых: бабушка - бурятка, дедушка - татарин. Русская невестка угостила гостей бурятскими буузами и урмэ, татарским эчпомаком и чак-чаком. А пятилетний внук Аглямовых, мальчик с красивым татарским именем и известной русской фамилией на вопрос, кто он по национальности, ответил очень просто: «Я – Россия!». Вот так растут патриоты земли родной, впитывая в себя традиции и ценности всех народов нашей страны, не отторгая своих дедушек и бабушек разных кровей, как могучие кедры с крепкими корнями и высокими кронами, уходящими в небо. Убери корешки, и покатится это перекати-поле, нигде не находя себе родного места и опоры, не имея ни родины, ни флага, ни родных, ни добрых соседей. А наши БТРы в любой жизненной ситуации знают, что за ними всегда будет стоять его родная земля, большой род и весь наш многонациональный народ.
проголосовать