Фонд "Живая классика"
Марина Валерьевна Смирнова
-
Международный конкурс юных чтецов "Живая классика"
Задание 1: Описание проекта
Международный конкурс юных чтецов "Живая классика" - крупнейший
литературный проект для подростков в России, который ежегодно объединяет более миллиона школьников из 85 регионов России и 50 стран. На конкурсе подростки выбирают отрывок из книги и читают его наизусть перед аудиторией.
Конкурс проходит в несколько этапов: классный, школьный, муниципальный,
национальный (для международных участников), региональный. Всероссийский и Международный финалы проходят в Артеке, туда приезжает 400 участников.
Суперфинал конкурса традиционно проходит в Москве на Красной площади.
13 лет фонд работает с подростками, ежегодно проводит исследование их
потребностей и мотиваций, чтобы стимулировать их интерес к чтению.
Фонд уже создал большое сообщество читающих подростков, которые стремятся выбирать для участия в конкурсе серьезные литературные произведения. В 2023 г. в топ-3 вошли «Мост» Ф. Кафки, «Манюня» Н. Абгарян и «Чучело» В. Железникова.
Следующая задача проекта – научить подростков анализировать и понимать
тексты, дискутировать и критически мыслить.
В 2025 г. мы хотим особое внимание уделить анализу текстов и дискуссиям. Для этого будут введены новые формы работы. Мы предложим участникам новое направление конкурса «Современная литература». Оно будет реализовано в инновационном формате: участники смогут воспользоваться специально разработанным приложением по подбору книги на основе их интересов. 300 современных литературных произведений из каталога тщательно отобраны психологами и литературоведами.
Большой проблемой проекта в предыдущие годы было то, что участники, не
вышедшие в следующий этап, оставались «за бортом».
Мы осознали важность более глубокого вовлечения в проект этой аудитории. На базе нашего сайта будет разработан модуль, где весь год будут проводиться литературные батлы, посвященные одному писателю или произведению. Таким образом, ребенок, не победивший в основном конкурсе, все равно сможет проявить себя.
Для самых активных ребят будет открыт новый набор амбассадоров чтения –
участников проектов «Живой классики», любящих чтение и готовых создавать вокруг себя сообщество единомышленников. Новыми амбассадорами станут 30 подростков, которые пройдут обучение и с помощью куратора станут лидерами региональных литературных сообществ и смогут привлекать к чтению других.
Развить читательскую грамотность и умение анализировать тексты поможет
конкурс рецензий. Участникам «Живой классики» будет предложено поделиться в социальных сетях мыслями о прочитанном на конкурсе произведении и причине его выбора. Авторы лучших, по мнению экспертов, рецензий будут награждены.
Также мы проведем серию встреч Дискуссионного литературного онлайн-клуба. Каждый месяц мы будем выбирать одно литературное произведение из числа наиболее популярных среди участников «Живой классики» и обсуждать с подростками, которые выбрали его для конкурса.
Новая программа мероприятий направлена на погружение в анализ и обсуждение прочитанного, на воспитание думающих подростков.
Цель: популяризация чтения и русской литературы в подростковой среде,
расширение читательского кругозора и развитие аналитического мышления.
Задачи:
- мотивировать подростков больше читать, сделать читающих подростков примером для подражания, сделать чтение в подростковой среде модным
- создать современный инструмент навигации по книгам, которые могут увлечь подростков
- научить подростков анализировать литературные произведения, рассуждать о прочитанном
Обоснование социальной значимости: в России всего 16 000 000 подростков в возрасте 10-17 лет, по нашему мнению, не менее 15% (2 400 000 человек) из них являются целевой группой проекта.
В 2023 году на Московской международной книжной ярмарке были презентованы результаты исследования, посвящённого отношению детей и подростков к литературе (ссылка на аналитику от РБК: clck.ru/38bguj ). Результаты показали, что подростки мало читают и сталкиваются с трудностями выбора книг.
73% российских детей и подростков называют себя читающими.
При этом 13% из них признались, что за последние полгода не прочли ни одной книги
38% прочитали от одной до трёх книг, а до шести книг прочли 20%.
48% представителей юного поколения выбирают книги самостоятельно, 37%
руководствуются школьной программой, а 6% доверяют советам блогеров.
Фонд «Живая классика» более 13 лет осуществляет деятельность по
популяризации чтения среди подростков, исследования их читательских
интересов и создания условий для развития читательской грамотности.
Наша гипотеза заключается в том, что у подростков низкий уровень читательской грамотности, они не умеют анализировать тексты, и, как следствие, – не понимают прочитанное, из-за чего теряют мотивацию и интерес к чтению.
По результатам исследования PISA-2022 (международное исследование качества образования: mel.fm/ucheba/shkola/2784053-pisa-21-22--v-rossii-matematicheskaya-gramotnost-i-kreativnost?ysclid=ltrchgkj1u170609597) Россия находится только в третьей десятке стран по умению применять теоретические знания на практике, в том числе это касается и чтения.
Причинами этих проблем мы видим:
- отсутствие навыков анализа информации у подростков, из-за этого им сложно читать хорошую литературу, в том числе классическую
- сложность восприятия: многие книги могут содержать сложные идеи и
концепции, которые могут быть непонятны подросткам
- отсутствие мотивации к чтению (в основном это школьные оценки)
- отсутствие специализированных инструментов для побора книг для подростков, особенно в небольших регионах
- незнание родителями и педагогами современной качественной подростковой литературы и непонимание потребностей и интересов подрастающего поколения
Ежегодно мы проводим аналитику по итогам сезона Международного конкурса чтецов. В январе-феврале 2024 г фондом «Живая классика» было проведено количественное исследование среди подростков от 10 до 17 лет из разных регионов России с целью определения подхода к выбору литературных произведений как для участия в конкурсе, так и для самостоятельного прочтения.
В опросе приняло участие более 500 человек, из них больше половины
участвовали в конкурсе чтецов.
Более половины участников опроса самым сложным назвали выбор произведения для выступления.
Лишь четверть респондентов указали, что выбирают произведение для участия в конкурсе самостоятельно. Большинство участников опроса (более 70%) отметили, что в выборе произведения им помогают учителя, библиотекари или родители.
20% смотрят подборки по возрасту и темам в интернете и затем читают
рекомендованные книги. И лишь 10% просто читают новые книги с тем, чтобы подобрать что-то для себя.
Мы считаем важным, чтобы подростки не просто читали книги, но и понимали, размышляли о них и читали для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Другими словами, чтобы у подростков в России повышался уровень читательской грамотности.
Наш проект поможет подросткам разобраться в собственном читательском интересе, вовлечет в анализ литературных произведений, научит анализировать и понимать тексты, даст современный инструмент для подбора современной качественной литературы, что будет способствовать повышению уровня читательской грамотности подростков.
География проекта: не менее 85 регионов РФ и 30 стран мира (всего более 500 населенных пунктов).
Целевые группы: подростки в возрасте 10-17 лет из всех регионов России (включая небольшие населенные пункты, села, деревни) и русскоговорящие
подростки, проживающие за рубежом.
проголосовать