Частное учреждение "Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова"
Акифьева Светлана Викторовна
-
Межрегиональная молодёжная школа-мастерская «Искусство портрета»
Задание 5: Пост-релиз
Портретная практика для педагогов –художников в Великом Новгороде
С 5 по 8 мая в Мастерской-музее Александра Варенцова проходила седьмая, заключительная творческая смена большого образовательного проекта «Межрегиональная молодёжная школа-мастерская «Искусство портрета»», поддержанного Фондом президентских грантов.
25 преподавателей рисунка и живописи из детских школ искусств и художественных школ Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Нижегородской областей и Республики Карелия стали участниками профессионального интенсива, в котором практика изображения портрета с натуры соединялась с решением методических задач. Рисуя сами, преподаватели изучали и изобретали новые способы обучения своих учеников. Кроме практики рисования и живописи, преподаватели, совсем молодые и очень опытные, участвовали в психологических тренингах, методических практикумах, давали мастер-классы, обсуждали опыт друг друга, получали советы наставников.
«Можно сказать, что смена проекта – это школа для преподавателей, - говорит наставник проекта, заслуженный художник РФ Александр Варенцов. - Ведь для того, чтобы ученикам было интересно учиться, их учителя не только должны сами хорошо уметь рисовать портрет, но и могли помочь каждому юному художнику, а они все очень разные. Научить рисовать портрет – это очень важно, но еще важнее поддержать ребят в сложный период взросления».
Именно поэтому в нашей команде наставников есть очень хороший специалист - психолог Виктория Калина, которая имеет большой опыт работы с молодёжью. Её задачей было раскрыть психологические особенности портрета, а также научить преподавателей видеть учебные проблемы шире, не только через освоение художественных навыков, но и с точки зрения возрастной психологии.
«Проект, - поясняет его руководитель, искусствовед Светлана Акифьева, - был нужен для того чтобы ввести в практику обучения рисование человека. В основе обучения в школах искусств сегодня в основном натюрморт и тематические композиции. Не имея опыта, с портретом ученики справляются слабо. В проекте мы смогли апробировать новую систему занятий по освоению портрета учащимися 13-17 лет. Эта система включает в себя пять портретных тем и целый комплекс заданий, в основе которых активные форм и методы обучения».
Что это значит? Светлана Акифьева приводит пример: скажем, одно занятие «Портрет в интерьере», включает в себя: исследование-игру с разглядыванием и анализом шедевров портретного искусства, разработку эскизов композиции и рисование с натуры, а также просмотр и обсуждение работ. Эффективность таких занятий как показала практика проекта, гораздо выше. Но для того, чтобы применить эту систему в школе, педагогам нужно многое в своих методах пересмотреть. Смена – это способ подвести итоги и обсудить, что получилось, а над чем ещё нужно будет работать.
СПРАВКА
Социально ориентированный проект «Межрегиональная молодёжная школа-мастерская «Искусство портрета» стал победителем конкурса Фонда президентских грантов в 2023 году.
Проект направлен на создание и практическую апробацию системы интегрированных занятий с использованием активных методов и форм обучения, посвященных изучению истории, теории, практики искусства портрета и творческому освоению этого жанра через средства графики, живописи и скульптуры.
Целевая аудитория проекта: учащиеся 13-17 лет, обучающиеся на художественных отделениях детских школ искусств и в детских художественных школах Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Нижегородской областей и Республики Карелия, и их преподаватели.
В рамках проекта в Великом Новгороде в Мастерской-музее проведены 5 тематических межрегиональных творческих смен для учащихся и их преподавателей, содержание которых позволит создать условия для изучения портрета, и 2 межрегиональные творческие смены для преподавателей, посвященные методике изучения искусства портрета, издан сборник упражнений, заданий и методических рекомендаций «Искусство портрета» для преподавателей ДШИ и ДХШ. Также организованы две выставки творческих работ участников проекта и дистанционный межрегиональный смотр-конкурс «Искусство портрета» для учащихся (13-17 лет), издан сборник лучших эссе и творческих работ по итогам конкурса и сборник методических материалов для преподавателей.
Частное учреждение «Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова» - это первый частный художественный музей в Новгородской области. Образован в октябре 2015 года в Великом Новгороде и является социально ориентированным некоммерческим учреждением, осуществляющим музейную, просветительскую, научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Мастерская-музей уже много лет взаимодействует с ДШИ и ДХШ, расположенными в малых городах и сельской местности Новгородской, Псковской, Ленинградской, Тверской, Нижегородской областей в рамках реализации межрегиональных социально ориентированных проектов, поддержанных Фондом президентских грантов: - Молодёжная школа живописи в Великом Новгороде (2018 г. - 2019 г.),
- Школа- мастерская аналитического рисунка и скульптуры для юных художников (2019 г. – 2020 г.),
- Межрегиональная молодежная школа-мастерская художественных специальностей (2020 г. - 2021 г.),
- Молодежная арт-смена в Великом Новгороде "Практика искусствовИдения" (2021 г. – 2022 г.).
проголосовать