Частное учреждение "Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова"
Акифьева Светлана Викторовна
-
Межрегиональная молодёжная школа-мастерская «Искусство портрета»
Задание 3: Рецензия
Проект «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ШКОЛА-МАСТЕРСКАЯ «ИСКУССТВО ПОРТРЕТА»
Профессионализм и взаимная заинтересованность
Об успешной реализации проекта «Межрегиональная молодёжная школа-мастерская «Искусство портрета» дают наглядное представление регулярные сообщения и фотографии мероприятий, разнообразно представленные в дневнике проекта ВКонтакте.
Главное достижение проекта, на наш взгляд, - особая система интегриро-ванных занятий «Искусство портрета», разработанная художниками и искусствоведами для изучения этой сложной темы в детских школах искусств и художественных школах.
Основой этой системы стали регулярные занятия по созданию портретов, удачно апробированные в проекте, в них приняли участие 60 учащихся 13-17 лет и 25 преподавателей художественных дисциплин. Для воплощения проекта была использована структура из пяти творческих смен совместного обучения учеников и преподавателей.
Каждая смена изучала свою тему: портрет современника, портреты исторических деятелей, портрет на пленэре, автопортрет, портрет в интерьере.
Также две методических смены были организованы только для преподавателей, участвовавших в проекте. Смена в середине проекта, в формате методического форума, - для систематизации успешных практик всех преподавателей-участников, и вторая - в завершении проекта для обсуждения итогов апробации портретных занятий.
Обе преподавательские смены проходили на фоне выставок «Искусство портрета», наглядно представляющих результаты занятий - наиболее интересные творческие работы, выполненные участниками разных смен.
Команда специалистов проекта предложила уникальный способ изучения портрета: соединение разнообразных занятий по рисованию портрета с изучением истории искусства. Практика подтвердила, что ученикам гораздо интереснее изучать историю искусства, как процесс проявления в творчестве художников новых взглядов на мир и человека, процесс рождения оригинальных тем, композиций и выразительных форм.
Такой подход оживляет историю, делая её актуальной для юных художников. К тому же теории лучше усваиваются, если их можно проверить, применяя к собственной творческой деятельности. Для активизации обучения наставники также предлагали использовать разнообразные художественные материалы. Участники проекта получили возможность освоить графические, живописные и скульптурные методы создания портрета.
Важной составляющей проекта стала творческая среда, атмосфера напряженного поиска, профессионализма и взаимной заинтересованность учащихся и наставников.
Ещё один значительный результат проекта – это сборник «Изучаем искусство портрета», адресованный преподавателям художественных дисциплин, он вместил в себя самые интересные методические идеи и находки в виде выводов, рекомендаций и примеров заданий. Эти нестандартные увлекательные задания и материалы для изучения темы были специально разработаны для учащихся 13-17 лет профессионалами высокого уровня, с опытом преподавания в школах и вузах, а также в проектах.
Архитектор, график, кандидат педагогических наук, доцент кафедры СПБГАСУ Елена Чёрная разработала серию «портретных заданий» для развития пространственного мышления, искусствовед, педагог, художник Светлана Акифьева - водные игровые занятия на различные «портретные темы», доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии художеств им. Репина Светлана Грачёва – обзорные лекции о развитии различных видов портрета и современном искусстве, заслуженные художники РФ живописец Александр Варенцов и скульптор Борис Сергеев – систему заданий по рисунку, живописи, композиции, пластической анатомии, копированию образцов и творческих импровизаций, психолог Виктория Калина – тренинги на внимание, наблюдение, беседы о психологии портрета.
Среди полезных итогов проекта:
* дистанционный межрегиональный смотр-конкурс «Искусство портрета», в котором приняли участие порядка 300 учащихся и преподавателей, по итогам конкурса издан сборник лучших эссе и портретных рисунков, эти мероприятия привлекли к теме проекта широкую аудиторию
* кол-лекция видеорассказов и сообщений от наставников, посвященных портрету, созданная для трансляции через сообщество ВКонтакте
* два цикла портретных занятий «Открытая мастерская», специально организованные для творческой молодёжи и преподавателей Новгородской области.
Таким образом, цель проекта - разработать и апробировать систему интегрированных занятий, посвященных изучению истории, теории и практики искусства портрета для использования в детских школах искусств и в детских художественных школах - достигнута.
Созданы необходимые и доступные преподавателям материалы для введения темы «Портрет» в практику региональных ДХШ и ДХШ, что безусловно будет способствовать повышению уровня детского художественного образования.
К факторам успешной реализации проекта внутреннего характера также можно отнести грамотный подбор участников команды проекта и высокий профессионализм наставников и привлеченных специалистов.
Большой опыт работы с молодёжью и творческие компетенции повлияли на формирование среды, открытой для профессионального общения и обмена опытом.
Помогли в реализации проекта существующие связи с партнёрами: музеями, перевозчиками, гостиницей, сотрудниками кафе, которые позволили быстро и качествен-но координировать ход замысла, что особенно важно, когда речь идёт о работе с людьми разного возраста.
Опыт проекта даёт положительный пример живого и эффективного взаимодействия государственных и частных учреждений, а также творческих людей разных поколений, в котором профессионализм, традиции и ценности передаются естественно и органично, с обоюдной пользой и для передающих, и для воспринимающих.
проголосовать