БФ "Другое детство"
Батт Наталья Ивановна
-
Дом другого детства
Задание 1: Описание проекта
Проект «Дом другого детства»
Проект поможет родителям, воспитывающим детей с психическими нарушениями, в удовлетворении их собственных базовых потребностей, снижении психологической напряженности, восполнении ресурсов для саморазвития и самореализации.
Основной причиной недостатка ресурсов у родителей для обеспечения собственных базовых потребностей и самореализации является то, что родители все свое время посвящают ребенку, забывая о себе и своих собственных нуждах. Для их детей не находится места в компаниях сверстников, в школьных кружках и секциях. Детсады и спецшколы выводят детей с выраженными поведенческими нарушениями и отсутствием навыка самообслуживания в силу тяжести нарушений на домашнее обучение. Находясь 24/7 с психически нездоровым ребенком, родители не имеют возможности даже для обеспечения базовых потребностей (сон, отдых, здоровье, общение и другие социальные потребности), родители также ощущают существенный недостаток возможностей для собственной самореализации – хобби, обучение, саморазвитие, работа или подработка. Эмоциональный климат в этих семьях нестабилен, родители испытывают психологическую напряженность.
Мы провели собственное исследование. В глубинном интервью приняли участие 45 родителей. 11,6% отметили у себя выгорание и депрессию, 14% родителей не имеют возможности выспаться, у 18,8% не получается посетить врача, а 24,6% не имеют возможности выполнить личные дела, оформить документы. Опрос целевой группы показал, что самостоятельно справиться с проблемой родители не в состоянии.
80% родителей видят решением проблемы возможность оставлять ребенка в мини-группах под присмотром компетентных специалистов, которые «хотят и могут справиться с таким ребенком, не обижая его». Одним из решений проблемы и стало создание групп кратковременного пребывания детей. Важно было дать возможность родителям оставить ребенка под присмотром именно в группах, а не дома с няней, т.к. многие респонденты нашего исследования на вопрос «чем бы вы занялись в свободное время» отвечали - «хочу выспаться, побыть в тишине, сделать уборку дома, навести порядок в документах». Поведенческие нарушения ребенка не позволяют это сделать в его присутствии.
В Тольятти существует недостаток таких групп для детей с психическими нарушениями. Также муниципальные сады, имеющие группы для детей с ментальными, поведенческими и речевыми нарушениями не готовы принимать детей с выраженными нарушениями поведения из-за большой численности детей в группах, тогда как дети с поведенческими нарушениями должны находиться в группах, рассчитанных максимально на 5 человек. Несмотря на то, что дети посещают спецучреждения общего и дополнительного образования, они не остаются там без родителей из-за тяжести нарушений. Родители вынуждены сопровождать детей, не имея возможности побыть без ребенка. Ситуация осложняется отсутствием у родителей поддерживающего окружения, охлаждения отношений между супругами, отсутствием мужа/жены/бабушек.
В рамках проекта открыты две малочисленные группы кратковременного пребывания детей, в которых за ребенком осуществляется присмотр и уход. Родители имеют свободное от ребенка время, чтобы заняться вопросом восполнения собственных ресурсов. А чтобы заново сформировать привычку заботиться о себе и своем здоровье, проектом предусмотрено предоставление родителям товаров и услуг, от которых они вынужденно отказались в связи с болезнью ребенка: посещение врача, студий красоты, спортивных залов. Также запланировано проведение творческих мастер-классов, чтобы дать родителям возможность самореализации и освоения навыков, которые можно использовать как источник дополнительного дохода. Возвращение к активной социальной жизни станет отложенным социальным изменением участников проекта - родителей детей с особенностями развития.
проголосовать