«Формула успеха»
«Формула успеха»

Фонд социальной поддержки семьи и детства "Океан"

Фонд занимается пролонгированной реабилитацией людей с расстройствами аутистического спектра на основе методов с научно доказанной эффективностью.
перейти на сайт

Коваценко Наталья Александровна

Директор
Директор Фонд социальной поддержки семьи и детства "Океан". Член общественного совета при министерстве здравоохранения Саратовской области. Общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области. Член экспертной группы АСИ по Саратовской области. Член общественной палаты Саратовской области. Член совета некоммерческих организаций в сфере охраны психического здоровья при Российском обществе психиатров. Отмечена Благодарственными письмами Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, Общественной палаты Саратовской области и Уполномоченного по правам ребёнка в Саратовской области.
творческие задания
  • «Новое пРАСтранство»

    ПРОСТО ДРУГИЕ

    Как в Саратове поддерживают детей c РАС и их семьи

    Наталья Коваценко – руководитель фонда социальной поддержки семьи и детства «Океан», работающего с детьми, подростками и молодыми взрослыми с расстройствами аутистического спектра (РАС). Её команда не только оказывает адресную помощь, но и обучает специалистов и родителей, помогает менять отношение общества к людям с особенностями. Мы поговорили с ней о конкретных задачах, сложностях и пути, который проходит каждая семья.

     

    ИНКЛЮЗИЯ – ЭТО УЛИЦА С ДВУХСТОРОННИМ ДВИЖЕНИЕМ 

    – Наталья, для кого работает ваш фонд и чем именно вы занимаетесь?

    – Наш фонд, в первую очередь, работает для людей с расстройствами аутистического спектра. Мы помогаем им, их родителям и специалистам, которые с ними работают. Понимаем, что всю проблему мы не решим, но делаем всё, чтобы больше людей с РАС получали современную, квалифицированную помощь. Мы поддерживаем родителей – учим принимать ребёнка таким, какой он есть, находить с ним контакт, развивать его. Но важно помнить, что дети с РАС живут не в вакууме, а в обществе. Это ребёнок, который может появиться в любой семье. Диагноз не очевиден при рождении, и, к сожалению, до сих пор вызывает непонимание. Например, ребёнок в инвалидной коляске вызывает сочувствие, даже если ведёт себя необычно. Ребёнок с РАС – с виду обычный. И если он вдруг начинает кричать, бегать, трясти руками – окружающие часто осуждают. Поэтому мы много сил тратим на информирование общества.

    – Всегда ли поведение ребёнка с особенностями нужно принимать безусловно? Есть ли рамки?

    – Безусловно, рамки нужны. Нежелательное поведение может быть опасным – как для самого ребёнка, так и для других. Вряд ли кому-то понравится, если ребёнок, даже с особенностями, ударит вашего ребёнка на площадке. Важно различать ситуацию: если дети задели друг друга в игре – это одно. Если действие намеренное – на него нужно реагировать.

    – Сейчас много говорят об инклюзии. Если объяснять просто, это чтобы все были вместе? 

    – Инклюзия – это улица с двусторонним движением. Общество должно понимать, что рядом живут люди с особенностями, у них есть потребности, которые сложно или невозможно изменить. Но и человек с особенностями, и его семья, в меру возможностей, тоже должны быть готовы к взаимодействию. Если, скажем, ребёнок облизывает руку перед тем, как встать в пару – это может быть неприятно другим детям. Мы учим такого ребёнка заменять поведение на приемлемое – например, мыть руки, если ему так важно быть чистым. Инклюзия – это не про «терпеть», а про «взаимодействовать».

     

    РОДИТЕЛИ – ГЛАВНЫЕ ТЕРАПЕВТЫ СВОЕГО РЕБЁНКА 

    – Что может получить семья, обратившись в фонд?

    – Мы не оказываем материальной помощи. Основное направление – работа с детьми и подростками с РАС. Это психолого-педагогические услуги, бесплатные и проводимые специалистами, использующими методы с доказанной эффективностью. Есть индивидуальные и групповые занятия, а ещё – экскурсии выходного дня, которые наши подопечные очень любят.
    Второе направление – работа со специалистами: учителями, воспитателями, сотрудниками реабилитационных центров. Мы обучаем их методам, которые используем сами, чтобы у ребёнка был единый подход везде.
    Третье направление – работа с родителями. С 2015 года мы проводим встречи и курсы, рассказываем о методах коррекции, делимся опытом, объясняем, как применять всё это дома. В пандемию онлайн-формат стал особенно востребован. Сейчас мы перезапустили «Школу для родителей» – она снова начнётся осенью.

    – Почему без родителей не получится? 

    – Не все навыки можно привить на занятии. Ребёнка можно научить мыть руки, но научить принимать душ или есть ложкой – нет. Это всё закрепляется дома. Родители – не просто участники процесса, они – ключевые фигуры.
    Их вера в себя напрямую влияет на прогресс ребёнка. Когда родители перестают в себя верить, опускаются руки, а мотивация пропадает. И тогда ребёнок теряет возможность развиться. Вернуть веру сложнее, чем поддержать её заранее. Поэтому наша задача – не только научить, но и поддержать родителей.
     

    проголосовать
авторизация
регистрация
Восстановление пароля
Авторизоваться