БФ "Социальное развитие"


Попова Екатерина Викторовна
-
Служба родственной помощи
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ВЫПИСКИ
Как Служба родственной помощи поддерживает семьи тяжелобольных в Архангельске
Инсульт, травма, тяжёлая болезнь – иногда жизнь рушится в одночасье. Медицинская помощь заканчивается, как только человек покидает больничные стены, а дальше – всё ложится на плечи близких. Уставших, растерянных, не готовых к новым, порой непосильным обязанностям.
Служба родственной помощи, созданная фондом «Социальное развитие», появилась из таких историй. Из боли, растерянности и абсолютного одиночества тех, кто оказался в роли «домашнего санитара». Мы поговорили с Екатериной Поповой, директором фонда, о том, как и для кого работает служба, чем она отличается от привычных соцструктур и как можно поддержать это важное дело.ОДИН НА ОДИН С БЕДОЙ
– Екатерина, расскажите, с чего всё началось. Почему появилась именно такая служба?
– Когда я работала волонтёром на горячей линии Красного Креста, нам позвонила женщина – она приехала в отпуск с мужем, и у него случился инсульт. Он оказался в больнице, а она, простой бухгалтер, оказалась далека от медицины – впервые столкнулась с такой ситуацией. Её мужа после лечения выписали: «Забирайте, он теперь лежачий». И всё.
Она искренне надеялась, что ей помогут – хоть с перевозкой, с уходом, с объяснением, что теперь делать. Но нет. Ей пришлось самой везти мужа из больницы до поезда. Она плакала в трубку, умоляла помочь: как поменять подгузник взрослому мужчине, как мыть голову, как организовать реабилитацию? А еще – как жить дальше, если пришлось уйти в отпуск за свой счёт?
Мы поняли: единого центра, где родственники могли бы получить ответы, не существует. Каждому приходится заново «изобретать велосипед». И тогда мы решили: такой центр должен быть.– И как вы поняли, что это – именно ваш путь?
– Вскоре я познакомилась с зампредом правительства по социальным вопросам. Она рассказала, что в регионе высокий уровень инсультов, и они работают над снижением этого показателя. А я всё думала о той женщине. Потому что даже если государство лечит, даже если предотвращает болезнь – всю остальную жизнь больного тащит его семья. И вот она-то остаётся без поддержки. Именно для них мы и создали Службу родственной помощи.
ПОМОЩЬ БЕЗ БЮРОКРАТИИ
– Чем конкретно вы помогаете?
– Всё началось с реальных запросов людей. Например, подгузники, которые положены по закону – только через шесть месяцев, а нужны они прямо сейчас. Или – как делать элементарные упражнения с лежачим, если специалисты по физической реабилитации не выезжают на дом.
Мы собрали все вопросы, прошли весь путь вместе с подопечными и теперь передаём им проверенную информацию. Мы не дублируем государственные услуги, но помогаем сориентироваться – и это для многих критически важно.– То есть вы дополняете работу госслужб?
– Да, именно так. Мы – посредники между людьми и госструктурами. Люди нам доверяют, потому что мы говорим с ними на их языке. Один из сотрудников госструктур однажды сказал: «Вы объясняете то же самое, что и мы, но мы в глазах населения «бездушные чиновники», а вас слышат».
– Чем работа вашей службы отличается от государственной помощи?
– Прежде всего – гибкостью. Мы можем быстро реагировать, менять формат работы, предлагать новые решения. И мы можем отказать, если видим злоупотребления. И, конечно, у нас много волонтёров – они идут помогать по зову сердца, это создаёт особую атмосферу, в которой люди чувствуют поддержку.
ОТ АРХАНГЕЛЬСКА ДО ВСЕЙ СТРАНЫ
– География вашей работы впечатляет. Бывают моменты, которыми вы особенно гордитесь?
– В 2024 году к нам обратились из 23 городов России – хотя мы работаем только по Архангельской области. Это говорит о масштабности проблемы. И о том, что такие службы нужны по всей стране. Мы машрутизируем их, понимая, что механизм во всех регионах более менее схож. Стараемся поддержать всех, кто к нам обращается. Потому что самое страшное – это ощущение, что ты один.
– А вашей службе сейчас нужна помощь?
– Очень. Мы существуем только за счёт грантов, а это всегда временно. Нам нужен меценат, постоянный партнёр, который возьмёт шефство. И информационная поддержка – чтобы о нас узнало как можно больше людей. Ведь от ситуации, с которой работает наша служба, не застрахован никто.
проголосовать