АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "УРАЛЬСКОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ФОЛКЪ-ТОЛКЪ"


Сергей Анатольевич Антонов
-
Ресурсный центр этнокультурных проектов Урала
СВОЯ ПЕСНЯ
Команда «Фолкъ-Толкъ» собирает фольклор у носителей
Вместо сцены – поле, вместо микрофона – круг у костра. АНО "Уральское фольклорное объединение «Фолкъ-Толкъ»" занимается фольклором, который не репетируют в зале и не исполняют на заказ. Это культура, передающаяся от человека к человеку, от семьи к семье – с голосом, жестом, словом. Мы поговорили с директором объединения Сергеем Антоновым о том, чем настоящая традиция отличается от того, что мы привыкли видеть в «народных» номерах на праздниках и зачем сегодня по-прежнему нужны фольклорные экспедиции.
НЕ ТА «НАРОДНАЯ»
– Сергей, вы всегда подчёркиваете: настоящая традиция – не на сцене. Почему это так принципиально?
– Это важно не только для меня, но и для всех моих коллег. Большинство людей под «народной культурой» понимают сценические выступления – артисты или творческие коллективы, к примеру, на Масленицу выходят на сцену в стилизованных сарафанах, кокошниках и под авторские аранжировки поют как-бы народные песни или показывают танцы. Но в этом часто нет ничего от настоящей традиции, передаваемой из поколения в поколение. Мы используем одни и те же слова, но говорим о разном.
– А что вы, как фольклорист, вкладываете в понятие «народная культура»?
– Это совершенно другой, несценический формат творчества. Где живет народная песня? Её место на свадьбе, за праздничным столом, в поле, в походе, вокруг масленичного костра или в троицком хороводе, на проводах в армию или в мир иной, наконец. Рождение человека, любовь, труд, жизнь, смерть – всё наполнено смыслом, словом, звучанием. Традиционная культура – это духовное измерение повседневного.
– Разве современное искусство – театр, кино, музыка – не выполняет ту же роль?
– Конечно, современное и классическое искусство тоже способно возвышать. Но у народной культуры другой вектор – она всегда коллективная, обрядовая, связана с конкретным жизненным моментом. На свадьбе поют не для сцены, а чтобы соединить две семьи, два рода. Это язык, который мы почти забыли. И ещё – это всегда культура родных людей. Это по праву наше. Нас этому учили наши бабушки, матери, соседи. Это то, что передаётся напрямую – из рук в руки. Поэтому мы ездим в этнографические экспедиции. А если ехать уже не к кому, то обращаемся к этнографическим записям, к опытным исследователям фольклористам.
ВСТРЕЧА С ТРАДИЦИЕЙ
– Мир изменился: мы не сеем и не пашем, не живём общинами, как вернуть интерес простого городского человека к народной культуре?– Прежде всего – нужно убрать стереотипы. Дать возможность встретиться с настоящим: с песнями, обрядами, обычаями наших предков. А дальше человек сам решит. Наш опыт показывает – народная традиция может быть невероятно интересной современному человеку. В ней есть всё – и высокое мастерство, и большая сила, и тонкое чувство, и удивительная мудрость, и невероятная глубина.
– И как им встретиться? Что может помочь человеку соприкоснуться с живой традицией?
– Это непростой вопрос. Мы реализовали 10 больших проектов при поддержке ФПГ и ПФКИ – все они были попытками ответить именно на него. «Фолкъ-Толкъ» организует вечёрки, студии, концерты, праздники – это реальные пространства для встречи с традицией. И люди приходят. Но, конечно, нам трудно. У нас нет своих помещений, вся команда работает на энтузиазме. Нам нужна поддержка – государственная, общественная, медийная. Но она возможна только тогда, когда будет понимание, что же такое настоящая традиционная культура. Всё начинается с этого понимания.
проголосовать