«Формула успеха»
«Формула успеха»

ФОНД "ПОДДЕРЖКА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ"

Наша миссия - развитие кадрового потенциала по направлениям стратегии научно-технологического развития. Мы инициируем и реализуем проекты по вовлечению школьников в научно-техническое творчество, технологическое предпринимательство разными инструментами, в том числе в рамках подготовки и наставников или онлайн-инструментами
перейти на сайт

Гичгелдиева Майя Отузбаевна

Директор
Директор Фонда. Эксперт по направлению "Образование и кадры" Агентства стратегических инициатив в Новосибирской области. Соавтор проектов по научному волонтёрству (например, Всероссийский атлас почвенных микроорганизмов). Соавтор программ "Школа наставников на основе сетевых исследовательских проектов" по биоинженерным технологиям, нейротехнологиям и т.д. С 2020 года организую проектно-образовательные интенсивы по обучению технологическому предпринимательству школьников и студентов.
творческие задания
  • Школьники - научные волонтёры

    НАУКА КАК ПРИКЛЮЧЕНИЕ

     Как в Новосибирске готовят юных учёных


    Новосибирские энтузиасты во главе с Маей Гичгелдиевой 12 лет назад задумались: почему талантливые школьники часто остаются без внимания, если не живут в крупных городах? Так появился фонд «Образование» – необычная НКО, где занимаются научными турнирами, и вместо столичных экспертов ставку делают на учителей из глубинки. Сегодня их проекты охватывают 75 регионов, а некоторые участники первых программ уже сами стали наставниками. 

    И ФИЗИКИ, И ЛИРИКИ

    – Майя, вы говорите, что ваша работа – не совсем типичная для некоммерческого сектора...

    – Мы с коллегами – учёными и педагогами – осознали в 2012 году: в Новосибирской области нет системной работы с научно одарёнными детьми. При этом все понимали: будущие Ломоносовы могут учиться где угодно – в лицее или сельской школе. И мы с самого начала сосредоточились на работе с молодыми исследователями и их наставниками. 
    Первым проектом стал Сибирский турнир юных физиков – не олимпиада с тестами, а командное приключение, где ребята решают реальные исследовательские задачи. Позже подключили другие направления: от съёмок научно-популярных роликов до основ стартапов. Ещё мы реализуем совместные программы с учёными Сибирского отделения РАН при поддержке Фонда президентских грантов. Это и обучение наставников школьных команд, и видеоролики по генетике, и курсы по технологическому предпринимательству. Сейчас мы продолжаем традиции турнирного движения и проводим, к примеру, Сибирский турнир юных естествоиспытателей.

    –  Почему делаете ставку именно на учителей?

    – Сначала мы больше общались и работали напрямую с детьми, но быстро увидели: один педагог-энтузиаст может «заразить» наукой десятки учеников! Особенно если дать ему методики, материалы и поддержку учёных. Так родились школы наставников – программы, которые помогают педагогам выстраивать исследовательскую работу с детьми. Это очень важно в небольших городах и сёлах.

    –  Ваши программы работают там, где нет высокотехнологичных центров. Как удаётся увлекать наукой в таких условиях?

    – Секрет в наставниках. Наш педагог из деревни – не «кустарь-одиночка», а часть системы: он получает от учёных исследовательские задачи, методички, консультации. Дети помогают как волонтёры науки – проводят простые, но реальные эксперименты. Например, собирают данные для экологических исследований или участвуют в генетических проектах. Это возможность понять для школьников, что тебе ближе, на что ты способен – и сделать осознанный выбор. В 2024 году в наших проектах участвовали более 11,5 тысяч человек из 75 регионов. Многие из них возвращаются уже в новом качестве – как наставники. 

    ГОТОВЬТЕСЬ К ДЛИННОЙ ДИСТАНЦИИ

    –  Что бы вы сказали человеку, который хочет создавать подобные проекты?

    – Готовьтесь к долгой дистанции. В бизнесе успех часто измеряется конкретными цифрами – привлечёнными средствами или показателями роста. В НКО тоже есть свои метрики, но главное – социальный эффект, который не всегда можно увидеть сразу.

    Работа в некоммерческом секторе – это особый путь, не для всех. Здесь нужно по-настоящему верить в своё дело, дорожить им и доверять своей команде и тем, кому ты помогаешь. Особенно это заметно в образовательных проектах. Если ребёнок, участвовавший в нашей программе, не стал исследователем, а выбрал, скажем, профессию машиниста электропоезда – это вовсе не провал. Это осознанный выбор, результат знакомства с разными возможностями. И это тоже успех! Важно постоянно балансировать между стратегией – чтобы понять, куда мы идём, – и ежедневной работой, чтобы не потерять смысл в рутине. А ещё ключевой момент – быть вместе с единомышленниками, обсуждать, что получилось, и строить планы, к чему стремиться дальше.

    – Результаты? Чего хотите достигнуть?

    – В наших проектах мы не просто учим практическим навыкам и рассказываем о науке – мы помогаем детям по-настоящему понять, что значит быть созидателем. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок осознал свою ответственность за выбор, который он делает: кто он есть, кем может стать и как может влиять на мир вокруг – в нашем случае через науку. Это гораздо больше, чем знания – это формирование жизненной позиции и внутреннего стержня. 

    – Каким вы видите будущее фонда?

    – Планов у нас всегда много – и, что важно, они постоянно меняются и растут вместе с нами. Мы гибко реагируем на запросы тех, для кого работаем, и каждый год стараемся находить свежие, нестандартные форматы обучения, опираясь на опыт партнёров и обратную связь от участников.
    У нас есть как чёткая программа на ближайший год, так и стратегическое видение на несколько лет вперёд. Мы регулярно собираемся командой, чтобы задать себе важные вопросы: зачем мы всё это делаем, куда движемся, и что хорошего можем привнести в мир своими проектами? И будем ли мы сами счастливы в них? 
     

    проголосовать
авторизация
регистрация
Восстановление пароля
Авторизоваться