АНО Центр современных технологий в искусстве "Арт-паркИНГ"


Адэр Лидия Олеговна
-
Инклюзивная творческая лаборатория "Город Муз"
ИСЦЕЛЕНИЕ ИСКУССТВОМ
Школьники с ментальными нарушениями ставят спектакли в Петербурге
В Санкт-Петербурге четыре года существует инклюзивная творческая лаборатория «Город Муз». Об уроках дружбы, сложностях интеграции, барьерах в обществе рассказывает арт-директор Центра современных технологий в искусстве «Арт-паркИНГ» Лидия Адэр.
ГОРОД МУЗ
– Лидия Олеговна, какая связь между очень технологичным названием вашей организации и проектом, который работает с очень уязвимой аудиторией, но к технологиям вроде как отношения не имеет?
– Нашей организации уже более 10 лет. За эти годы мы представляли технологичные музыкальные фестивали, разрабатывали новые культурные программы для ведущих театров, музеев и концертных залов, привозили артистов-экспериментаторов со всего света. То есть аккумулировали вокруг себя дерзкие идеи, которые представляли современные технологии в арт-индустрии. Но технологии мы трактуем гораздо шире буквального понимания этого слова. Для нас это новые подходы, решения, изобретения. Поэтому в контексте «Города Муз» мы открываем таланты среди детей с ментальными нарушениями, проводим для них творческую реабилитацию и даже ставим спектакли. А внутри нашего «городка» используем новые технологии.
– Как вы стали работать с детьми?
– Забавный факт: после окончания музыкального училища я твёрдо решила для себя: никакой работы с детьми. Когда выпустилась из консерватории, уже во всю читала доклады и лекции по всему миру для учёных. Спустя три года после выпуска мы с друзьями, успев поработать в крупных музыкально-театральных компаниях поняли, что нам тесно в государственной сфере. И так мы пришли к мысли объединиться и открыть некоммерческую организацию, которая занималась бы культурным проектированием. Одновременно с конференциями и фестивалями мы открыли детское направление: концерты и занятия для родителей с детьми 0+. Нам хотелось поделиться с ними той средой, в которой мы варились сами и мы проводили мероприятия в малых музеях Санкт-Петербурга. Вот тут-то мне и пришлось погрузиться в детскую тему.
– Дальше – больше?
– Мариинский театр доверил нам разработку масштабного проекта для всех десятиклассников, в рамках которого они знакомились с Новой сценой, историей оперы, пробовали свои силы в создании оформления сцены из оперы. В конце их ждал спектакль, кульминация театрального интенсива. Ответственность – это около полумиллиона подростков, которых надо было увлечь и дать им театральную прививку! Позже мы придумали ещЁ один проект и основали с Капеллой творческие школьные лагеря «Империя искусств», которые идут до сих пор.
– Что вас вдохновляет при разработке программ?
– Однажды, когда мы записывали подкасты с музыкальным терапевтом, она рассказала мне случай из своей практики. В ходе занятий музыкой с невербальным мальчиком она сумела увидеть в нем речевой потенциал, и они день за днём пели разные слоги. Однажды слоги сложились в слова и благодаря этому между мамой и её сыном наладился первый контакт. Только представьте себе, когда отчаявшийся родитель слышит первое слово уже не маленького ребенка! Пусть даже это слово было спето. Не важно. Между ними установился контакт, а что может быть ценнее? Для меня этот случай – это вдохновение работать даже тогда, когда, кажется, ничего не движется. Я вспоминаю, что иногда даже откат имеет свой потенциал, а даже маленький, едва заметный шаг вперед – мощный прорыв.
ТВОРЧЕСТВО КАК ТЕРАПИЯ
– Как вы совмещаете разные направления работы вашего центра? Концерты, спектакли, экскурсии, фестивали, конференции – не лучше ли сосредоточиться на чем-то одном?
– Для меня всегда многозадачность была своеобразным двигателем. Чем больше у вас сфер, тем больше потенциала есть у каждого проекта. Не поверите, но мы находим перекрёстные темы практически во всех наших проектах. Я не помню, когда я последний раз занималась чем-то одним. Да и было ли такое? Лично мне всегда мало, хотя бывает, чаша переполняется. Ведь помимо нашего центра я стараюсь продолжать научную деятельность – читать лекции, участвовать в конференциях, публиковать статьи, делать выставки и музеи.
– О чем вы мечтаете?
– Моя давняя цель, к которой мы идем уже давно, создание креативного кластера – центра, в котором мы объединим все наши активности. В котором творческую реабилитацию смогут пройти все: и дети, и взрослые. И те, кто очевидно в ней нуждаются, и те, кто сегодня не подозревают, что с помощью творчества смогут обогатить свой мир, справиться с депрессией, найти новое окружение, компенсировать свои особенности.
– Зачем это вам?
– Скажу, наверное, пафосно: мы хотим сделать окружающий нас мир гармоничным, инклюзивным. Исцелить искусством. Научить ценить и любить окружающее нас культурное богатство так, как любим его мы.
проголосовать