АССОЦИАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ РОДИТЕЛЯМИ И БЛИЗКИМИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДРУГИМИ НАРУШЕНИЯМИ НЕЙРОРАЗВИТИЯ, "АУТИЗМ-РЕГИОНЫ"
Афанасьева Ксения Константиновна
-
Полезная занятость с применением практик и методов с научно доказанной эффективностью для молодых людей с РАС
Задание 3: Рецензия
Проект «РЕСУРСНЫЙ КЛАСС. ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
Остались в школьном социуме
Проект «Ресурсный класс. Доступная среда» был реализован при поддержке Фонда президентских грантов в период с 01.07.2023 г. по 30.06.2024 г. и смог оказать воздействие на основные факторы, создающие барьеры к обучению детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС).
Снизилась частота проблемного поведения и коммуникативных трудностей детей за счет повышения уровня подготовленности среды (педагоги образовательных организаций благодаря поддержке внешних специалистов (кураторов и супервизоров) узнали, как работать с проблемным поведением и смогли оперативно разрабатывать при помощи поведенческих технологий решение поведенческих проблем).
Проект способствовал повышению доли обучения детей с РАС в групповых форматах. Во всех 11 регионах реализации проекта применялись практики с доказанной эффективностью при РАС. Деятельность специалистов проекта была сосредоточена на площадках государственных образовательных учреждений, работающих в рамках модели «Ресурсный класс» (РК).
Сегодня РК с применением прикладного анализа поведения (ПАП) – единственная организационная модель, в которой дети с РАС, имеющие тяжелые формы проблемного поведения, в том числе невербальные дети, могут обучаться вместе со своими типично развивающимися сверстниками. При отсутствии в государственных школах специалистов, владеющих методами обучения и работы с проблемным поведением детей и подростков с РАС широко распространена практика исключения ученика из школьного социума при возникновении проблем с поведением или с темпами адаптации в школе.
Благодаря проекту и специалистам, привлеченным в помощь школьным педагогам, дети с РАС стали включаться в коллектив с грамотной поддержкой, что помогает избежать ситуаций, ведущих к изоляции. В ходе проекта 25 РК в общеобразовательных школах получили возможность методического сопровождения 165 детей внешними специалистами в сфере ПАП.
Супервизоры и кураторы в течение учебного года:
- проводили функциональную диагностику каждого ребенка в начале и в конце проекта, чтобы выявлять основные трудности в его поведении и уровень развития навыков, над которыми необходимо работать и оценить динамику по завершению проекта
- разрабатывали индивидуальные планы коррекции для каждого ребенка
- проводили методические консультации в очном и дистанционном режиме
- принимали участие в интервизиях по разбору сложных случаев
- принимали участие в реализации программ развития детей по социальной адаптации.
Представители Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями нейроразвития «Аутизм-регионы» совершили 11 визитов в регионы и провели для родителей обучающие мероприятия по поиску финансирования проектов, направленных на социальную адаптацию детей и организацию инклюзивного образования.
Реализация проекта широко обсуждалась в рамках II Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование - инклюзивное общество». В результате проекта у детей и подростков с РАС сохранилась возможность совместного обучения со сверстниками, повысилась социальная включенность и увеличилось время участия в групповых форматах (совместные уроки, досуговые мероприятия, перемены, экскурсии).
проголосовать