АНО «Нижегородский центр иппотерапии «Контакт»


Лукина Марина Валентиновна
-
«Иппосупервизия.рф», «Иппостажировка», «Иппо4профи»
СИЛА ИППОТЕРАПИИ
Как в Нижнем Новгороде верховую езду превращают в инструмент реабилитации
Как отличить профессиональную иппотерапию от коммерческой имитации? Каким образом занятия с лошадьми помогают освоить бытовые навыки? И почему важно выбирать не «лошадь», а специалиста? Объясняет специалист по иппотерапии и директор некоммерческой организации «Нижегородский центр иппотерапии «Контакт» Марина Лукина.
«ВАМ ПОКАТАТЬСЯ ИЛИ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬСЯ?»
– Марина, как выглядит настоящая иппотерапия?
– Как красота в глазах смотрящего, так и иппотерапией сегодня называют всё, что угодно – в зависимости от взглядов и подходов. Это, на самом деле, печально. Под видом терапии семьям предлагают очень разное: от катания на «правильной лошадке» с обязательным участием трёх специалистов до вождения лошади по полосам препятствий в поводу. В 2023 году был принят ГОСТ 70774–2023, который вроде бы должен был навести порядок в терминологии.– А что не так?
– По факту получилось несколько формально. Согласно документу, иппотерапия – это верховая езда на лошади ростом не ниже 120 см, на огороженной ровной площадке, в сопровождении трёх человек. У одного из них должно быть педагогическое, психологическое или физкультурное образование. Как будто любой педагог, к примеру, учитель рисования по определению решает задачи реабилитации, а психологи на ура развивают мелкую моторику (смеется – прим.ред). А вот в мире давно принят биопсихосоциальный подход: суть в том, что целью любых занятий должны быть конкретные повседневные навыки – гигиена, одевание, коммуникация.– А если проще?
– Если вы по каким-то причинам хотите к лошадям, специалист сначала выясняет ваш запрос и переводит его в бытовую задачу, чему ребёнок должен научиться – например, чистить зубы, надевать джинсы, отказываться от чего-либо социально приемлемым способом и др. (что-то одно обязательно, и где лошадь и условия конюшни будут помогающим фактором), и говорит, что, используя лошадь, мы научим вас или вашего ребёнка этому бытовому навыку через столько-то занятий.– Значит, форматы вроде «верхом/лёжа» не важны?
– Важна не поза, а цель. Вопрос не в том, чтобы «покататься», а в том, чтобы добиться результата. Вот и выбирайте: вам шашечки – или ехать?
ЛОШАДЬ – НЕ ДОКТОР
– А какие навыки помогает восстановить лошадь?
– Лошадь – никакие, а вот специалист – в соответствии со своими компетенциями. Проще говоря, физический терапевт или специалист по АФК будет заниматься двигательными активностями, логопед – коммуникацией во всех её проявлениях, психолог – решать проблемы своей сферы, мешающие качеству жизни.
– Давайте на конкретном примере: как упражнение с лошадью превращается в умение, к примеру, завязывать шнурки или застёгивать пуговицы? Или родители приходят с просьбой «хотим, чтобы ребёнок держал ложку». Как вы переводите это в работу с лошадью?
– Чтобы научиться печь вкусные пироги, нужно практиковаться печь пироги. Чтобы научиться рисовать красивые картины акварелью, нужно рисовать картины и именно акварелью, а не гуашью или, скажем, акрилом. Чтобы научиться застегивать пуговицы на своей одежде, думаю, уже понятно: нужно долгое время практиковаться в застегивании пуговиц именно на своей одежде.Когда родители обращаются с запросом к специалисту по иппотерапии, он анализирует, а в чем проблема – на каком этапе происходит «поломка», почему навыка нет? Трудности с тонкой моторикой, нарушение в схеме тела, или нарушена координация «глаз-рука»? А может, проблема с поддержанием позы тела? Сначала решаем проблемы с этим «фундаментом», но в конечном итоге, если цель про пуговицы, ребенок должен самостоятельно застегивать пуговицы на своей одежде.
Если занятие на лошади достаточно сильный мотиватор, то над такой далёкой от конюшни целью имеет смысл работать и встроить в план: например, обозначив условие: чтобы ездить самостоятельно и участвовать в соревнованиях, нужно надеть на себя редингот (элемент экипировки всадника) и застегнуть на нём пуговицы. Мы делаем это перед каждым занятием, но в жизни ребёнок не носит редингот, вот почему дома мама с ним этот навык закрепляет на повседневной одежде, с которой были трудности.
– Значит, без домашней отработки навыка не будет?
– Мы с ребёнком на 30 минут в сутки, а родители – остальные 23,5 часа, без их участия никакая самая мотивирующая лошадь не поможет.
– Какие реальные бытовые цели можно так достичь?– Из таких, на первый взгляд, странных, но совершенно бытовых целей получилось за последний год научить девочку с ДЦП вытирать рот салфеткой без подсказки мамы, мальчика с аутизмом – отказываться от неприятного действия карточкой, а не плевками и ударами, подростка с ДЦП подниматься самостоятельно, держась за поручни, один лестничный пролет (10 ступеней).
Лошадь – всего лишь инструмент, фактор среды, говоря языком реабилитации.
ДОБИТЬСЯ ПРИЗНАНИЯ
– Иппотерапия ведь официально не признана реабилитацией?
– В ГОСТ 70774 иппотерапия названа реабилитацией, однако, вы правы, ни в каких других документах, включая клинические рекомендации, на которые опираются специалисты при работе, иппотерапия не упоминается. Но мы хотим добиться признания! Нужно утвердить профстандарты, разработать образовательные программы, обучать специалистов современным реабилитационным подходам. Всем этим я занимаюсь с 2019 года: организую международные конгрессы, выезжаю с мастер-классами, открыла три курса дополнительного профобразования, пишу книги…
– Для этого и был создан Центр иппотерапии «Контакт»?
– А вот и нет! Изначально организацию я создавала, чтобы обеспечить бесплатные занятия иппотерапией. Было это в 2017 году. Я начала делиться опытом в соцсетях – и получила огромный отклик. Оказалось, то, что делаю я, сильно отличается от принятого «катания на правильной лошади», а видимый результат достигается быстрее. Посыпались предложения про обучение других – это было неожиданно, но в итоге стало основной моей деятельностью.
– И как результаты?
– Сейчас я уже подумываю о выходе на пенсию (смеется – прим.ред.), потому что в нашей стране появилось огромное количество специалистов, которые работают профессионально и сами готовы обучать других. Так что миссия почти выполнена!
проголосовать