АНО "Центр коррекции аутизма "Новые горизонты"
Ситова Наталия Юрьевна
-
Ранняя помощь детям и семьям
Задание 1: Описание проекта
Проект "Школа для родителей особенных детей"
Когда в семье появляется «особый» ребенок с задержкой в развитии, с признаками аутизма, родители хотят подтвердить или опровергнуть свои подозрения, касающиеся состояния их чада. Однако в Тюмени на сегодняшний день нет высокодостоверных диагностических методик для обследования детей с риском развития аутизма, в т.ч. не понимающих речь или ее не использующих (практикумемый тест Векслера малоэффективен, его невозможно использовать для детей с отсутствием и нарушением речи в возрасте до 6 лет).
Такие дети посещают коррекционные занятия без ориентации на особенности ребенка, что приводит к минимальной эффективности работы специалистов и потере ресурсов и времени. Родители могут поехать в Екатеринбург (расстояние более 400 км), Москву или другие крупные города для диагностики, но это большая финансовая нагрузка и временные затраты.
Выходом будет создание в Тюмени диагностической службы для обследования детей с риском развития аутизма, в т.ч. не понимающих или не использующих речь, с наличием необходимых методик и квалифицированных специалистов. После диагностики занятия ребенка можно будет организовать с учетом выявленных особенностей, что позволит помогать ему более эффективно, достичь бóльших результатов в обучении, определить дальнейший маршрут развития ребенка, помочь родителям в выборе направлений для развития.
По данным департамента социального развития Тюменской области, с 2020 года рост первичной детской инвалидности составил 28% (1 052 ребенка в 2020 г. , 1 413 детей - в 2022-м). При этом, разбивка детей по возрастным группам выглядит так: 0-3 года - 447 детей, 4-7 лет - 619, 8-14 лет - 266, 15-17 лет- 81 ребенок. Самые многочисленные группы – дети в возрасте 0-3 и 4-7 лет. В возрастном диапазоне 4-7 лет достаточно поздно начинать заниматься с детьми, имеющими риски развития аутизма, нарушением понимания и речи. Заниматься этим необходимо гораздо раньше - начиная с возраста 1-2 года.
То, что родители поздно обращаются к специалистам в связи с особенностями ребенка, говорит об их низкой осведомленности о признаках аутизма, о том, что они не придают большого значения неприемлемому поведению и ждут, что их ребенок "скоро заговорит", скоро научится", "израстет плохое поведение" и т.п.
Кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков департамента здравоохранения г. Москвы Александром Сорокиным и к.м.н., детским врачом-психиатром Натальей Коровиной проведено исследование*, которое доказывает, что использование специалистами (психологами, дефектологами, психиатрами) диагностических методик типа ADOS-2 (диагностика риска развития аутизма), ADI-R (интервью с родителями для постановки диагноза аутизм), Опросник расстройств аутистического спектра (CASD) для диагностики аутизма независимо от уровня их умственного развития и степени проявления аутизма, SCQ (скрининговая методика, для выявления симптомов, связанных с аутизмом), LEITER (тест невербального интеллекта и когнитивных функций, для людей с серьезными расстройствами общения, аутизмом, задержкой психического развития, трудностями обучения, синдромом дефицита внимания), шкалы развития Merrill-Palmer-Revised (для выявления любых задержек в развитии у детей от 1 мес. до 6,5 лет) помогает установить достоверный диагноз и уточнить используемые специалистами подходы к развитию ребенка, дает родителям понимание дальнейших шагов по его развитию.
Эти методики рекомендованы для использования (в «Клинических рекомендациях Минздрава РФ») при работе с детьми с аутизмом. Ранняя диагностика (а не ожидание, что все пройдет само собой), позволяет своевременно начать качественную работу с ребенком с учетом поставленного диагноза и в перспективе снизить финансовую нагрузку на сопровождение и социальное обслуживание этого маленького человека.
Итак, методики существуют, а семьи все еще испытывают дефицит комплексной поддержки: психологической, информационной, консультационной и диагностической, теряют драгоценное для ребенка время или тратят его на специалистов, которые, не владея диагностическими методиками по выявлению рисков развития аутизма, задержек развития, организуют занятия без учета особенностей ребенка, что, в свою очередь, чаще только тормозит развитие человечка с риском развития аутизма и с задержками развития.
В рамках проекта мы планируем не только проведение углубленной диагностики детей с помощью высокодостоверных методик, организацию занятий для детишек, имеющих риск развития аутизма, но и информационную, а также психологическую поддержку родителей через возобновление работу очень востребованной родителями Школы для родителей особенных детей, чтобы те могли принять особенности своего ребенка и занялись построением маршрута дальнейших действий.
*psyjournals.ru/journals/pse/archive/2016_n3/sorokin
проголосовать